Щелочная кислота для аккумуляторов

Щелочная кислота для аккумуляторов

Хочу рассказать об опыте промывки стартерной аккумуляторной батареи кислотного типа от образовавшихся в ней сульфатов щелочным раствором.
На данное действие меня подтолкнула не столько нужда, сколько дух авантюризма. Идея существовала давно, но случая для ее реализации не было. Однако в один прекрасный день аккумуляторная батарея приказала долго жить (запуск после простоя более 8-ми часов был невозможен).
Незадолго до этого события был осуществлен замер плотности электролита, в результате чего установлена разная плотность в банках: в крайних плотность была низкой, электролит был мутный. Еще в одной банке плотность была занижена незначительно. Плотность электролита в оставшихся банках соответствовала норме.
После замены помутневшего электролита (замена замещением) чуда не произошло, но в крайних банках он остался прозрачным и более не мутнел. Установленная на зарядку батарея прекращала брать ток уже через 5 минут.
Идея о промывке щелочью возникла после того как в процессе профилактического обслуживания я решил промыть пробки аккумулятора в слабом растворе щелочи: весь налет смылся с пробок легко и быстро. Изучив несколько статей в интернете стало понятно, что затея сомнительная. но попробовать то интересно!
Для осуществления процедуры было закуплено:
• готовый электролит – 4 литра;
• средство для чистки труб типа «Крот» (сухие гранулы) -3 пачки;
• Дистиллированная вода – 15 литров;
• Фильтрованная вода – 10 литров (можно было предусмотреть потребность в ней и купить дистиллированной);
• Пищевая соль крупного помола, не йодированная, самая дешёвая.

Были приготовлены растворы
• Щелочной технический (применялась фильтрованная вода) – 5 литров.
60 граммов средства «КРОТ» на объем воды. То есть отмерил необходимое количество на весах, пересыпал его в бутыль, плотно закрыл пробку, и взбалтывал содержимое до полного растворения. Щелочь при растворении нагревается, это не страшно.
• Щелочной основной (применялась дистиллированная вода) – 5 литров.
На объем воды я высыпал все содержимое пакетика «КРОТ», в нем 90 граммов, бутыль взбалтывал до растворения щелочи.
• Раствор поваренной соли (применялась дистиллированная вода) – 5 литров.
200 граммов соли на объем воды. Бутыль взбалтывал до растворения соли.
• 5 литров дистиллировки оставил на промывку.

Технический раствор щелочи я подготовил для первичной промывки АКБ от остатков кислоты. Основной раствор я применял для «отмачивания» сульфатов. Цель применения раствора пищевой соли я не знаю. Знатоки, прошедшие этот путь до меня, для чего-то его применяли, я решил повторить за ними.
Аккумулятор перед операцией сутки стоял на зарядке, хоть и не брал ее. Через 5 минут после постановки на зарядку ток заряда падал до 0,5А. Работы проводились в ванной комнате, ванная оборудована принудительной вытяжной вентиляцией.

Итак, поехали:
1. Слил электролит из АКБ. Сначала откачал верхний уровень грушей, затем слил остатки наклонив батарею. Слил все полностью, переворачивая батарею не щадя.
2. Аккуратно, грушей, залил первую часть технического щелочного состава. Ожидал бурной реакции, но ее не произошло. Батарея постояла минут 5, после чего я слил состав. Залил остатки, подождал еще 5 минут и слил состав.
3. Залил основной состав щелочи, подождал 10 минут, видимой реакции не было. Я замерил напряжение, 12.65 В, я подключил зарядное устройство и измерил ток, который брала батарея. Ток зарядки был 6.6А, аккумулятор постепенно начал бурлить. Через 15 минут я отключил зарядное устройство, аккумулятор же продолжил ускорять реакцию, и начал обильное газовыделение. Спустя полчаса ванная наполнилась устойчивым запахом хлорки, еще через полчаса ванная превратилась в газовую камеру, мощности вытяжки хватало чтобы не выпустить запах из ванны, но на качественное проветривание ее мощности уже не хватало. Пришлось расчехлить противогаз). Слил раствор, сливалась черная жижа. Залил вторую часть раствора, АКБ активно бурлил. Дал зарядку еще не 15 минут, через 45 минут раствор слил, слилась снова черная жижа. В общей сложности на основном составе аккумулятор простоял 2 часа, по часу на каждой заливке.
4. Подошла очередь раствора пищевой соли. После заливки аккумулятор стал бурлить еще сильнее, с этим раствором батарея стояла 15 минут. Раствор слил, остатками промыл батарею. Слилась темная жижа.
5. Приступил к промывке аккумулятора дистиллированной водой. Первая промывка – слилась мутная вода, вторая – почище. Дистиллированная вода кончилась, в ход пошла фильтрованная. На 4 промывке сливалась уже чистая водичка.
6. Залил электролит, закрутил пробки, АКБ выставил на балкон, подключил зарядное устройство. Ток заряда 7А, через пару минут упал до 6.4 – 6.3 А и замер на этом значении.

Читайте также:  Большие телефоны за 5 тысяч

После того, как аккумулятор был вынесен на балкон, ванная проветрилась, остался только легкий аромат хлорки.

Через 12 часов ток зарядки был 3.3А, через сутки ток зарядки составил 0.9А, аккумулятор неспешно газовал всеми банками. Настало время внедрять аккумулятор в машину. Запуск произошел легко. До промывки после 8-ми часового простоя батарейка могла только однократно щелкнуть втягивающим, после промывки стартер бодренько крутился.

ЭПИЛОГ.
КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЮ ПРОВОДИТЬ ПРОЦЕДУРУ ПРОМЫВКИ В КВАРТИРЕ!
По всей видимости, в процессе протекающих реакций выделяется хлористый водород. Помимо того что он весьма удушлив, он легко соединяется со влагой и превращается в соляную кислоту. У меня повреждений, в том числе имущественных, не произошло, но если бы не противогаз, я бы не смог завершить процедуру промывки. Промывку можно делать только на открытом воздухе. Применение средств индивидуально защиты – обязательно. Все украшения с рук необходимо снять (даже если украшения из благородных металлов).
Эффект от промывки есть. Способ жизнеспособный. Смысл в его применении отсутствует только в случае, если у аккумулятора замкнуты банки.

Статья носит ознакомительный характер и не является призывом к какому-либо действию.

Аккумуляторные батареи бывают нескольких типов: никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные, свинцово-кислотные. Применяются они обычно в автомобильной и садовой технике, преобразователях напряжения (инверторах).
Большинство неисправностей, которые возникают в аккумуляторе в результате плохого ухода и неправильной эксплуатации, проявляется в снижении его емкости. Основные причины ее снижения: накопление в электролите углекислого калия, вредных примесей, короткие замыкания и повышенная утечка тока, длительная работа на электролите из едкого калия, систематический недозаряд, продолжительные разряды слабыми токами. Если установлено, что в электролите имеется углекислый калий или вредные примеси, то его заменяют, после чего емкость, как правило, восстанавливается.

Причиной коротких замыканий и утечки тока является образование солей или загрязнение электролита. В этом случае заменяют электролит, проверяют изоляцию между аккумуляторами, очищают их от пыли и грязи. Замыкания, вызванные разбуханием пластин, устранить нельзя. Продолжительная эксплуатация щелочных аккумуляторов на электролите из раствора едкого калия при повышенных температурах (свыше 25 °С) часто приводит к понижению емкости на 25—40% из-за изменения структуры положительного электрода. Такие аккумуляторы выявляются при периодическом проведении контрольно-тренировочных циклов.

Потеря емкости может происходить и вследствие систематического недозаряда аккумуляторов, например из-за неисправного амперметра на зарядном устройстве, длительного их бездействия или при частых разрядах слабыми токами. При этом АБ теряют часть своей емкости в результате неполного восстановления активной массы в глубинных слоях электродов.

Читайте также:  Тариф теле2 за 100 рублей в месяц

Необходимо отметить, что даже нормально работающие щелочные аккумуляторы имеют саморазряд. Их минимально допустимая емкость при эксплуатации должна составлять 40% от номинального ее значения, а при хранении — 70%. Так, никель-кадмиевые аккумуляторы за месяц саморазряжаются на 10—20%, никель-железные — на 40—60%. Характерной особенностью щелочных аккумуляторов является то, что интенсивность саморазряда уменьшается при хранении. Таким образом, исправный аккумулятор не может саморазрядиться до нуля. Если же наблюдается повышенный саморазряд, а основной его признак — медленный заряд и быстрая потеря напряжения после заряда, то надо проверить, нет ли короткого замыкания или утечки тока вследствие загрязнения электролита.

У аккумуляторов с повышенным саморазрядом можно восстановить емкость путем замены электролита и последующим проведением контрольно-тренировочных циклов.

Однако существует ряд причин повышенного саморазряда, многие из которых в обычных условиях устранить нельзя. Одна из них — загрязнение электролита вредными примесями, удалить которые не всегда удается даже при его замене. К вредным примесям относятся карбонаты, а также медь, алюминий и олово. Медь, например, может попадать в электролит с дистиллированной водой (из труб и кранов дистиллятора), олово — с водой, которая хранится в луженой посуде.

Случайное попадание в аккумуляторы кислот также выводит их из строя. Поэтому при обслуживании щелочных аккумуляторов нельзя применять ту же посуду и принадлежности (воронки, мензурки, стаканы, ареометры, груши и т. п.), которые использовались при работе с электролитом кислотных аккумуляторов.

У корпусов щелочных аккумуляторов возможно разбухание (выпучивание) стенок вследствие превышения давления внутри аккумулятора при газообразовании из-за засорения вентильных пробок. Чтобы устранить это, осторожно выворачивают пробку и выпускают скопившийся газ. Если стенки аккумулятора остаются выпученными, то его разряжают до напряжения 1 В нормальным током, выливают электролит и с помощью тисков и деревянных прокладок придают корпусу аккумулятора требуемую форму. Затем его заряжают.

Отремонтированные аккумуляторы заливают электролитом с плотностью 1,23 г/см3, подвергают 1—2 тренировочным циклам, заряжают нормальным током и сдают в эксплуатацию.

При эксплуатации щелочных батарей может наблюдаться ненормально интенсивное газовыделение из отключенного аккумулятора или полное его отсутствие из одного неисправного аккумулятора во время заряда батареи, в то время как из других ее аккумуляторов происходит нормальное газовыделение.

Ненормально высокое газовыделение из отключенного аккумулятора происходит потому, что в активную массу пластин проникли вредные примеси, находящиеся в электролите. Причиной полного отсутствия газовыделения являются короткие замыкания или слишком глубокий разряд аккумулятора. Устранить короткие замыкания внутри аккумулятора сложно. Они обычно возникают либо из-за накопления осадков активные массы между пластинами, либо из-за чрезмерного набухания отдельных ламелей, а иногда и их разрыва. В первом случае осадки активной массы, попавшие между пластинами, можно сравнительно легко удалять, промывая аккумулятор подщелоченной водой и одновременно резко встряхивая его. Во втором случае промывка эффекта не дает, и такие аккумуляторы заменяют новыми..

Если же рекомендуемые действия не приносят желаемых результатов, то неисправность можно устранить смещением блока пластин. Для этого снимают междуэлементные соединения неисправного аккумулятора с соседними исправными, ослабляют гайки выводов, которыми крепятся блоки пластин к крышке аккумулятора, и легким постукиванием деревянной или свинцовой киянки по концам выводных борнов осаживают блок пластин (насколько возможно) вниз. Затем, закручивая гайки выводов, подтягивают блок пластин к крышке корпуса на прежнее место. После устранения короткого замыкания аккумулятор снова собирают для дальнейшей эксплуатации.

Читайте также:  Как настроить сенсор на айфоне

При нормальной работе отдельных аккумуляторов батарея, составленная из них, может не отдавать полной емкости. Одна из причин этого явления — неудовлетворительная изоляция аккумуляторов один от другого и от ящика или каркаса, в котором собрана батарея, что и приводит к утечке тока через покрытые грязью, солями или влагой детали. В этом случае достаточно поверхности аккумуляторов и ящика (каркаса) батареи вытереть насухо ветошью. Если же утечка тока продолжается, то все детали батареи очищают от грязи и солей и затем ее собирают.

Устранив все неисправности, проводят контрольно-тренировочные циклы заряд—разряд. В процессе контрольного цикла определяют емкость аккумуляторов и батарей.

Серебряно-цинковые аккумуляторы имеют ряд особенностей. Ремонт их сложен, и восстановление в войсковых условиях возможно только при возникновении простых легкоустранимых неисправностей.

  • вода дистиллированная, нормируемая по ГОСТ 6709-72

В случае крайней необходимости допускается применять любую питьевую отстоянную воду, кроме минеральной.

  • кали едкое КОН (ГОСТ 9285-69) сорт А или В;
  • лития, гидрат окиси технический Li(ОН)3 (ГОСТ 8595-75).

Наличие в растворе электролита едкого лития повышает срок службы аккумулятора в 3 раза и обеспечивает для никель-кадмиевых аккумуляторов 1000 циклов заряд-разряд.

  • электролит калиево-литиевый щелочной жидкий ТУ № 6-18-84-70;
  • электролит калиево-литиевый твердый ТУ № 6-18-58-69.

Едкие щелочи должны быть герметически укупорены во избежание порчи из-за поглощения углекислого газа из воздуха:

  • твердые — в железных запаянных банках;
  • жидкие — в стеклянных бутылях, закрытых резиновыми пробками и дополнительно залитых парафином.

Употребление кусков едкой щелочи, окрашенных в бурый или желтый цвет, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Приготовление электролита должно производиться в чистой железной, чугунной или пластмассовой посуде с плотно закрывающимися крышками.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ применение оцинкованной, луженной, медной, алюминиевой, свинцовой, керамической и стеклянной посуды, а также посуды, используемой для приготовления электролита кислотных аккумуляторов.

Рекомендуемые плотность и состав электролита в зависимости от температуры эксплуатации, а также соотношения компонентов для приготовления электролита необходимой плотности приведены в соответствующих таблицах инструкции по эксплуатации АКБ.

Приготовление электролита необходимо производить в следующей последовательности:

  • влить в сосуд необходимое количество воды;
  • с помощью чистых стальных щипцов опускать в воду небольшими порциями куски твердой щелочи или тонкой струйкой вливать жидкую щелочь;
  • для ускорения растворения щелочи раствор перемешивать пластмассовой, эбонитовой, стальной или стеклянной мешалкой;
  • откорректировать плотность электролита

При всех измерениях плотности электролита должна быть измерена и его температура. В случаях, когда она отличается от + 15°С, в результат измерения плотности необходимо внести поправку, имея ввиду, что повышение температуры на каждый 1°С вызывает уменьшение плотности электролита на 0,005 г/см 3 .

  • посуду с электролитом прикрыть от доступа воздуха и дать ему остыть до температуры не более 300°С и отстояться в течение 3-6 часов до полного осветления;
  • осторожно слить осветленную часть электролита и использовать ее для заливки аккумуляторов.

При использовании для приготовления электролита калиево-литиевой щелочи плотностью 1,41 г/см 3 , имеющей белый осадок не растворившегося лития едкого аккумуляторного, необходимо разбавлять щелочь водой до требуемой плотности, одновременно помешивая раствор электролита до растворения осадка.

Для хранения электролит разлить в стеклянные бутыли, которые закрыть резиновыми пробками и залить парафином. На бутыли укрепить бирки с указанием состава, плотности и даты приготовления электролита.

Ссылка на основную публикацию
Что такое экранное время в ios
Экранное время – одна из лучших функций iOS 12, позволяющая следить за тем, как часто вы берёте в руки свой...
Что делать если отключился звук на компьютере
Мы зарегистрировали подозрительный трафик, исходящий из вашей сети. С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы,...
Что делать если полетели драйвера видеокарты
Распространенная ошибка в Windows 7 и реже в Windows 10 и 8 — сообщение «Видеодрайвер перестал отвечать и был успешно...
Что такое эмодзи клавиатура на телефоне
Современное общение сложно представить без мессенджеров, чатов и социальных сетей, но только текстом бывает сложно передать все эмоции. В этом...
Adblock detector