Электронное опережение зажигания своими руками

Электронное опережение зажигания своими руками

Как жаль, что не все оппозитчики могут насладиться ровной и правильной работой двигателя своего любимца. Ведь это не достижимо при использовании штатной контактной системы зажигания. Надеюсь, эта статья поможет вам преобразить вашего железного коня и приблизить его к зарубежным собратьям.

Плюсы перехода на транзисторные системы зажигания общеизвестны. При использовании мощного транзистора в качестве коммутирующего элемента в цепи катушки зажигания, увеличивается мощность искрового разряда, а контакты прерывателя разгружаются от больших токов и не выгорают от искрения при выключении катушки зажигания. Применяя бесконтактный датчик вместо прерывателя можно избавиться от перебоев в искрообразовании, уменьшить погрешность между моментами поджига горючей смеси в правом и левом цилиндре.

Остаётся ещё одна проблема. Дело в том, что примитивные пружинки и грузики центробежного регулятора не могут обеспечить оптимальную зависимость угла опережения зажигания от оборотов двигателя. Не устойчивая работа центробежника на низких оборотах так же оставляет желать лучшего.

От всех этих недостатков избавлены микроконтроллерные системы зажигания. О подобном устройстве и пойдёт речь в данной статье.

Схема электронного зажигания собрана на контроллере ATtiny2313-20PU фирмы Atmel. Сигнал с датчика подаётся на вход Х1. Микроконтроллер производит обработку сигнала с датчика, вычисляет оптимальные моменты включения и выключения катушки зажигания. Коммутация последней осуществляется транзисторными ключами, управляемыми выходным сигналом контроллера.

Для заливки и обновления прошивки имеется разъём ISP (in system programming, внутрисистемное программирование), к которому подключается программатор. При проектировании печатной платы устройства следует предусмотреть размещение транзистора VT1 на радиаторе охлаждения. Для минимизации влияния вибраций микросхему контроллера желательно непосредственно впаять в плату без применения колодки. По этой же причине следует жёстко закрепить все транзисторы и по возможности использовать элементы поверхностного монтажа.

Технические характеристики устройства:

  • минимальная частота вращения при которой устройство осуществляет регулировку угла — 90 об/мин;

ограничение максимальных оборотов двигателя на уровне 6500 об/мин.;

среднее время накопления энергии в катушке зажигания — 2 мсек.;

в устройтве реализован аварийный режим с непрерывным искрообразованием частотой 200Гц. Для входа в него необходимо подать +12В на вход схемы Х1 и включить питание. При использовании аварийного режима для проверки/прогрева свечей достаточно ввести шторку в датчик и также включить питание. Выход из аварийного режима происходит при снятии +12В с входа схемы;

катушка зажигания применяется низкоомная двухвыводная от бесконтактных систем зажигания (сопротивление первичной обмотки 0.3 – 0.5 Ом, например от инжекторной Волги или Оки);

существует несколько вариантов прошивок с различными кривыми УОЗ.

Для скачивания нужной прошивки сделайте клик по соответствующему графику Кривая№1 — золотая середина Кривая№2 — резвая одиночка Кривая№3 — колясочник Кривая№4 — двухтактник

Прошивка контроллера осуществляется простейшим программатором, который подключается к СОМ – порту компьютера с помощью 9-pin(25-pin) разъёма (мама). Принципиальная схема программатора приведена ниже.

Главное в схеме не перепутать распиновку разьёмов и направление диодов (обычно точка или полоска это катод, на схеме направлен вправо). При желании схему можно поместить в самом разъёме для СОМ – порта. Схема очень простая, но 100% рабочая. Для подключения программатора к контроллеру можно применить любой подходящий разъём, главное чтобы выводы программатора (на схеме справа) совпадали с соответствующими выводами на контроллере. Для работы с программатором рекомендую небольшую программку «UNIPROF».

Последовательность действий при работе с программой:

  • перед её запуском, необходимо подключить программатор к контроллеру;

подать питание на схему зажигания;

проследить, не занят ли используемый СОМ – порт каким либо приложением;

если порт занят, то необходимо завершить данное приложение (в диспетчере задач) или использовать свободный порт;

после первого запуска программы вы получите сообщение «мк не откликнулся. Проверьте порт или подключение», т.к. по умолчанию производится связь с LPT – портом;


далее необходимо выбрать ваш порт в правом нижнем углу окна программы и закрыть приложение. При последующем запуске программы (если все в порядке) сообщение не должно появляться, а контроллер должен распознаваться как tiny2313


всё, можно прошивать девайс. Выбираем прошивку


записываем прошивку в микроконтроллер (нажимаем «Prog»)


наблюдаем процесс записи


проверяем записанную прошивку на ошибки (нажимаем «Test»)


получаем результат проверки


теперь необходимо запрограммировать фьюзы (конфигурацию) контроллера, для этого нажимаем кнопку «Fuse»


Далее необходимо быть очень внимательным, т.к. не правильные действия могут привести к неработоспособности микроконтроллера.

нажимаем в колонке «Fuse(low)» кнопку «Read», при этом программа прочитает фьюзы из микросхемы


ставим галочки как на следующем рисунке и нажимаем «Write»


теперь программу можно закрыть и отсоединить программатор.

Датчик можно применять любой, имеющий более 3.5 вольт на выходе при наличии внутри его металла. Один из самых распространенных датчиков — это автомобильный датчик Холла.

Схема подключения датчика Холла

Но я бы рекомендовал использовать бесконтактные датчики индуктивного типа, потому как для Холла необходимо делать шторку большого диаметра (не менее 60 мм). Связано это с тем, что ширина лепестка не должна быть менее 10 мм, иначе датчик будет работать нестабильно.

Существует несколько вариантов реализации шторки:

  1. Шторка устанавливается на распредвал "Урал/Днепр" и имеет два симметричных лепестка по 18 градусов. Важно, чтобы они были абсолютно одинаковыми. Доводить «одинаковость» лепестков удобно по меткам на маховике фломастером. Метки моментов входа/выхода шторки от левого и правого цилиндра должны совпадать.

Шторка устанавливается на коленвал — нужен один лепесток в 36 град. (с противовесом).

Шторка устанавливается в трамблёр авто с четырёхцилиндровым мотором + два коммутатора и два датчика разнесённых на 90 град — аналогично п.1.

Шторка устанавливается на коленвал двухтактного двухцилиндрового мотора — аналогично п.1.

Шторка устанавливается на коленвал двухтактного одноцилиндрового мотора — аналогично п.2.

Схема предварительной установки угла зажигания имеет следующий вид:

Т.е. шторка должна входить в датчик за 30…40 градусов до верхней мёртвой точки, а выходить за 15…20 градусов. Если выставить поршни в ВМТ, то в этот момент шторка должна занять положение в соответствии с рисунком. После предварительной установки зажигания, рекомендуется довернуть угол на 2…5 градусов в сторону раннего, для лучшей приёмистости двигателя на низких оборотах.

Читайте также:  Как зашифровать сообщения в вайбере

А вот так это выглядит в жизни

Как жаль, что не все оппозитчики могут насладиться ровной и правильной работой двигателя своего любимца. Ведь это не достижимо при использовании штатной контактной системы зажигания. Надеюсь, эта статья поможет вам преобразить вашего железного коня и приблизить его к зарубежным собратьям.

Плюсы перехода на транзисторные системы зажигания общеизвестны. При использовании мощного транзистора в качестве коммутирующего элемента в цепи катушки зажигания, увеличивается мощность искрового разряда, а контакты прерывателя разгружаются от больших токов и не выгорают от искрения при выключении катушки зажигания. Применяя бесконтактный датчик вместо прерывателя можно избавиться от перебоев в искрообразовании, уменьшить погрешность между моментами поджига горючей смеси в правом и левом цилиндре.

Остаётся ещё одна проблема. Дело в том, что примитивные пружинки и грузики центробежного регулятора не могут обеспечить оптимальную зависимость угла опережения зажигания от оборотов двигателя. Не устойчивая работа центробежника на низких оборотах так же оставляет желать лучшего.

От всех этих недостатков избавлены микроконтроллерные системы зажигания. О подобном устройстве и пойдёт речь в данной статье.

Схема электронного зажигания собрана на контроллере ATtiny2313-20PU фирмы Atmel. Сигнал с датчика подаётся на вход Х1. Микроконтроллер производит обработку сигнала с датчика, вычисляет оптимальные моменты включения и выключения катушки зажигания. Коммутация последней осуществляется транзисторными ключами, управляемыми выходным сигналом контроллера.

Для заливки и обновления прошивки имеется разъём ISP (in system programming, внутрисистемное программирование), к которому подключается программатор. При проектировании печатной платы устройства следует предусмотреть размещение транзистора VT1 на радиаторе охлаждения. Для минимизации влияния вибраций микросхему контроллера желательно непосредственно впаять в плату без применения колодки. По этой же причине следует жёстко закрепить все транзисторы и по возможности использовать элементы поверхностного монтажа.

Технические характеристики устройства:

  • минимальная частота вращения при которой устройство осуществляет регулировку угла — 90 об/мин;

ограничение максимальных оборотов двигателя на уровне 6500 об/мин.;

среднее время накопления энергии в катушке зажигания — 2 мсек.;

в устройтве реализован аварийный режим с непрерывным искрообразованием частотой 200Гц. Для входа в него необходимо подать +12В на вход схемы Х1 и включить питание. При использовании аварийного режима для проверки/прогрева свечей достаточно ввести шторку в датчик и также включить питание. Выход из аварийного режима происходит при снятии +12В с входа схемы;

катушка зажигания применяется низкоомная двухвыводная от бесконтактных систем зажигания (сопротивление первичной обмотки 0.3 – 0.5 Ом, например от инжекторной Волги или Оки);

существует несколько вариантов прошивок с различными кривыми УОЗ.

Для скачивания нужной прошивки сделайте клик по соответствующему графику Кривая№1 — золотая середина Кривая№2 — резвая одиночка Кривая№3 — колясочник Кривая№4 — двухтактник

Прошивка контроллера осуществляется простейшим программатором, который подключается к СОМ – порту компьютера с помощью 9-pin(25-pin) разъёма (мама). Принципиальная схема программатора приведена ниже.

Главное в схеме не перепутать распиновку разьёмов и направление диодов (обычно точка или полоска это катод, на схеме направлен вправо). При желании схему можно поместить в самом разъёме для СОМ – порта. Схема очень простая, но 100% рабочая. Для подключения программатора к контроллеру можно применить любой подходящий разъём, главное чтобы выводы программатора (на схеме справа) совпадали с соответствующими выводами на контроллере. Для работы с программатором рекомендую небольшую программку «UNIPROF».

Последовательность действий при работе с программой:

  • перед её запуском, необходимо подключить программатор к контроллеру;

подать питание на схему зажигания;

проследить, не занят ли используемый СОМ – порт каким либо приложением;

если порт занят, то необходимо завершить данное приложение (в диспетчере задач) или использовать свободный порт;

после первого запуска программы вы получите сообщение «мк не откликнулся. Проверьте порт или подключение», т.к. по умолчанию производится связь с LPT – портом;


далее необходимо выбрать ваш порт в правом нижнем углу окна программы и закрыть приложение. При последующем запуске программы (если все в порядке) сообщение не должно появляться, а контроллер должен распознаваться как tiny2313


всё, можно прошивать девайс. Выбираем прошивку


записываем прошивку в микроконтроллер (нажимаем «Prog»)


наблюдаем процесс записи


проверяем записанную прошивку на ошибки (нажимаем «Test»)


получаем результат проверки


теперь необходимо запрограммировать фьюзы (конфигурацию) контроллера, для этого нажимаем кнопку «Fuse»


Далее необходимо быть очень внимательным, т.к. не правильные действия могут привести к неработоспособности микроконтроллера.

нажимаем в колонке «Fuse(low)» кнопку «Read», при этом программа прочитает фьюзы из микросхемы


ставим галочки как на следующем рисунке и нажимаем «Write»


теперь программу можно закрыть и отсоединить программатор.

Датчик можно применять любой, имеющий более 3.5 вольт на выходе при наличии внутри его металла. Один из самых распространенных датчиков — это автомобильный датчик Холла.

Схема подключения датчика Холла

Но я бы рекомендовал использовать бесконтактные датчики индуктивного типа, потому как для Холла необходимо делать шторку большого диаметра (не менее 60 мм). Связано это с тем, что ширина лепестка не должна быть менее 10 мм, иначе датчик будет работать нестабильно.

Существует несколько вариантов реализации шторки:

  1. Шторка устанавливается на распредвал "Урал/Днепр" и имеет два симметричных лепестка по 18 градусов. Важно, чтобы они были абсолютно одинаковыми. Доводить «одинаковость» лепестков удобно по меткам на маховике фломастером. Метки моментов входа/выхода шторки от левого и правого цилиндра должны совпадать.

Шторка устанавливается на коленвал — нужен один лепесток в 36 град. (с противовесом).

Шторка устанавливается в трамблёр авто с четырёхцилиндровым мотором + два коммутатора и два датчика разнесённых на 90 град — аналогично п.1.

Шторка устанавливается на коленвал двухтактного двухцилиндрового мотора — аналогично п.1.

Читайте также:  Какой файл называется архивным

Шторка устанавливается на коленвал двухтактного одноцилиндрового мотора — аналогично п.2.

Схема предварительной установки угла зажигания имеет следующий вид:

Т.е. шторка должна входить в датчик за 30…40 градусов до верхней мёртвой точки, а выходить за 15…20 градусов. Если выставить поршни в ВМТ, то в этот момент шторка должна занять положение в соответствии с рисунком. После предварительной установки зажигания, рекомендуется довернуть угол на 2…5 градусов в сторону раннего, для лучшей приёмистости двигателя на низких оборотах.

А вот так это выглядит в жизни

Шкильменский В.А.
г. Екатеринбург

Адрес Email — b523pc (at) mail.ru
(замените (at) на @)

Несмотря на повсеместное распространение впрысковых (инжекторных) двигателей , где приготовлением топливной смеси и моментом зажигания управляет электроника, карбюраторные двигатели с механическим регулятором опережения зажигания , вероятно еще долго будут находиться в эксплуатации.

Как известно мощность, развиваемая двигателем, во многом зависит от того, на сколько угол опережения зажигания, формируемый центробежным и вакуумными регуляторами соответствует оптимальному углу опережения. (Тюфяков А. Система зажигания без секретов: Сб. Автомобилист -86-М.: ДОСААФ, 1986).

Тюфяков считает, что даже при условии нормальной работы центробежного регулятора двигатель теряет 5 -10 % мощности из-за того, что характеристика центробежного регулятора не соответствует оптимальной. Реально эти потери значительно больше:

  • необходимо учесть различные люфты в приводе датчика-распределителя (трамблера);
  • износ подшипника, на котором крепится прерыватель (или датчик Холла в бесконтактном варианте системы зажигания);
  • изменение упругости пружин центробежного регулятора в процессе эксплуатации, его инерционность и т.д.

главное — невозможность при помощи простого механического устройства воспроизвести кривую зависимости УОЗ сначала по границе детонации ( до 2800 мин -1 ), а далее по кривой оптимального УОЗ ( кривые 2 и 4 на Рис.1)

Рис.1. График зависимости оптимального УОЗ из статьи А.Тюфякова "Зажигание без секретов".
1 — граница детонации для АИ-95.
2 — для АИ-92.
3 — для А-76.
4 — кривая оптимального УОЗ.
5,6,7 — характеристики центробежного регулятора при различном начальном УОЗ.

Для сокращения потерь мощности двигателя, вследствие указанных причин, были разработаны два устройства на микроконтроллерах.

Первое устройство формирует угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя (Рис.2).
Кривая графика УОЗ в диапазоне от 830 до 2800 мин -1 проходит по границе детонации для бензина АИ — 92 и двигателя ВАЗ – 2101…ВАЗ- 2107. Далее кривая графика соответствует оптимальному углу опережения зажигания в диапазоне частот от 2800 мин -1 до 6000 мин -1 .

Рис.2

Расчет характеристики производился в Excel , по формулам из статьи Ю. Архипова “ ЦИФРОВОЙ РЕГУЛЯТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ“ (стр.129 -149) РАДИОЕЖЕГОДНИК за 1991год.

На основании данных расчета написана программа для микроконтроллера.

Программа использует данные о предыдущем периоде импульсов зажигания для расчета угла ОЗ в текущем периоде. Расчет УОЗ, на основе данных о периоде импульсов зажигания, позволяет использовать как прерыватель так и датчик Холла (незначительно изменив схему устройства не меняя программы ). Работа программы не зависит от скважности входных импульсов.
На Рис.3 — приведена принципиальная схема устройства для прерывателя ,а на Рис.4 — для датчика Холла.
Работает устройство следующим образом — импульсы с прерывателя, после ограничения до уровня 4,7в, поступают на вывод 6 микроконтроллера, если частота вращения коленчатого вала менее 830 мин -1 программа микроконтроллера устанавливает на выводе 17 , уровень напряжения такой же как на выводе 6 , т.е угол опережения равен 0 .
В случае отсутствия импульсов на входе устройства в течении 8 секунд ( постоянный 0й уровень на выводе 6) , программа устанавливает на выводе 17 высокий уровень , транзистор VT2 закрывается и катушка зажигания отключается .
При частоте более 830 мин -1 , программа формирует угол ОЗ в зависимости от периода импульсов зажигания в соответствии с графиком на Рис.2.

В качестве ключа (VT2 на Рис.3 или VT3 на Рис.4) применен транзистор КТ898А, который позволяет непосредственно коммутировать катушку зажигания Б117А .

Устройство собрано в корпусе от блока электронного зажигания. Транзистор КТ898А изолирован от корпуса блока прокладкой из слюды .

Сигнал на выводе 11 микроконтроллера можно использовать для включения пневмоклапана ЭПХХ, для этого необходимо дополнительно установить транзисторный ключ. Уровень логической 1 устанавливается на выводе 1, при снижении частоты вращения коленчатого вала до 1300 мин -1 .

Рис.3

Рис.4

При установке устройства на автомобиль блокируется работа центробежного регулятора — грузы центробежного регулятора должны быть зафиксированы любым удобным способом, автор сделал это при помощи скобок из проволоки вместо штатных пружин.

Начальный угол ОЗ должен быть равен “0”, и установлен по меткам на шкиве коленчатого вала и блоке цилиндров .Угол замкнутого состояния контактов прерывателя , желательно установить больше чем рекомендуют инструкции по эксплуатации – около 65 градусов вместо рекомендуемых 55 (для достижения больших максимальных оборотов) .

Ниже приведена “прошивка” микроконтроллера PIC16F84A для схем на Рис.3 и Рис.4 .

  • Файл прошивки RUOZ+84.HEX

Формирователь угла опережения зажигания

Второе устройство формирует угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала , и от разряжения во впускном коллекторе – в этом случае блокируются и центробежный и вакуумный регуляторы .
На Рис.5 приведены графики угла опережения зажигания, формируемые устройством .

Кривая “0,9в” формируется при минимальном разряжении (напряжение на входе аналого-цифрового преобразователя микроконтроллера равно 0,9в, дроссельная заслонка полностью открыта ), а кривая “0,6в” формируется при максимальном разрежении. График зависимости УОЗ, при 1/2 от максимального разрежения (кривая “0,75 в”), от 830 до 2800 мин-1, проходит по границе детонации для бензина АИ — 92 и двигателя ВАЗ – 2101…ВАЗ- 2107. Далее кривая графика соответствует оптимальному углу опережения зажигания в диапазоне частот от 2800 мин-1 до 6000 мин-1 . Кривая “0,75 в ” соответствует кривым 2 и 4 на графике из статьи Тюфякова (Рис. 1) .

Схемы регуляторов УОЗ приведены на Рис.6 и Рис.7 .
Программа , в части регулировки УОЗ в зависимости от частоты вращения коленчатого вала , полностью идентична программе первого устройства.

Читайте также:  Драйвера для packard bell easynote te69kb

Здесь дополнительно введена подпрограмма коррекции формируемого УОЗ в зависимости от разряжения во впускном коллекторе двигателя . Диапазон регулировки УОЗ в зависимости от разряжения был определен в ходе испытания устройства на автомобиле .
Угол ОЗ корректируется в зависимости от напряжения на входе аналого-цифрового преобразователя ( вывод 8 PIC16F676 ) в соответствии с графиком на Рис.5 .

В программе так же предусмотрено ограничение диапазона регулирования угла ОЗ по разряжению. Угол ОЗ изменяется в пределах указанных на Рис.5 , даже если напряжение на входе АЦП будет меньше 0,6в или больше 0,9в .

Работа датчика разрежения — основана на изменении индуктивного сопротивления катушки L1, при вводе внутрь сердечника из феррита.

Датчик разрежения сделан из дополнительного вакуумного регулятора (штатный вакуумный регулятор оставлен на двигателе, тяга его зафиксирована и шланг отбора разрежения отключен). Шланг отбора разрежения для регулятора угла ОЗ на микроконтроллере , соединяется с патрубком отбора разряжения на карбюраторе .

Сердечник катушки L1 связан с тягой предварительно переделанного вакуумного регулятора. К тяге вакуумного регулятора прикреплен удлинитель (стержень из стеклотекстолита диаметром 7мм ), на котором закреплены 1-2 ферритовых кольца 7x10x12, являющиеся сердечником катушки L1. Ход тяги увеличен до 5,5-6мм. На катушку с вывода 3 микроконтроллера через R11
поступает переменное напряжение с частотой 1,0мгц и амплитудой около 4в. При втягивании сердечника в катушку увеличивается индуктивное сопротивление и следовательно напряжение на C3, это напряжение поступает на вход АЦП микроконтроллера.

Рис. 6.

Рис.7

Настройка устройства сводиться к установке на входе АЦП пределов изменения напряжения от 0,6в, при сердечнике вне катушки (максимальное разрежение во впускном коллекторе) до 0,9в при сердечнике, полностью введенном в катушку (минимальное разрежение). Это достигается подбором ферритовых колец (количества колец или марки феррита) и подбором резистора R8 на Рис.6 или R7 на Рис.7 .

Катушка L1 намотана на каркасе длиной 6мм и диаметром 12мм и имеет 80 -100 витков провода ПЭВ-0,2 .
Устройство собрано в металлическом корпусе от блока электронного зажигания, вакуумная камера регулятора закреплена снаружи корпуса, в корпусе просверлено отверстие для тяги вакуумного регулятора .Катушка L1
закреплена на плате устройства . Транзистор КТ898А изолирован от корпуса блока прокладкой из слюды . Ниже приведена “прошивка” микроконтроллера PIC16F676 .

В блоках зажигания не предусмотрена защита ключей на КТ898А от короткого замыкания . Оба устройства рассчитаны на работу с катушкой зажигания типа Б117А .

Программу блока зажигания наPIC16F676 несложно адаптировать для совместной работы с датчиком абсолютного давления типа 45.3829 .

  • "Прошивка" микроконтроллера ruoz+676.HEX

Результаты испытания устройств на автомобиле ВАЗ-21053 удовлетворили автора :

  1. Двигатель работает ровно, без пропусков зажигания на холостых оборотах.
  2. Увеличилась мощность на низких оборотах .
  3. Значительно улучшилась динамика разгона автомобиля, при разгоне двигатель уверенно набирает обороты, на педаль “газа” реагирует мгновенно, без былой “задумчивости”, исчез эффект “стенки “- когда сколько ни жми на “газ”- обороты не увеличиваются.

Далее приведен усовершенствованный вариант блока зажигания

В схему добавлена емкость C4 , которая входит в колебательный контур L1…C4 . (Рис.8)
Это упрощает настройку датчика разрежения .
Сначала добиваемся подбором C4 максимального напряжения на C3
(резонанса в контуре C4..L1 на частоте 1,0мгц ), при сердечнике полностью введенном в катушку (минимальное разрежение , дроссельная заслонка полностью открыта).
Затем резистором R8 устанавливаем диапазон изменения напряжения на входе АЦП ( от 0,6 – до 0,9в) соответственно при сердечнике вне катушки и сердечнике в катушке .
С этой схемой (Рис.8) можно использовать как старую прошивку так и новую.
В новую прошивку добавлены две команды калибровки тактового RC
генератора 4,0мгц
CALL 03FF
MOVWF OSCCAL
Если у вас новый микроконтроллер , то необходимо в окне Icprog 105D
прочитать содержимое ячейки памяти программ с адресом 03FF.
Там будет записано что-то вроде 34xx .Это значение необходимо сохранить и перед программированием заносить в эту же (03FF) ячейку .

Если не сделать этого, то программа не будет работать вообще (зациклиться).
В старой прошивке, команд калибровки нет, но и частота тактового генератора может отличаться от 4,0мгц на 7-10% .

Проконтролировать работу системы зажигания можно при помощи устройства , которое позволяет измерить частоту вращения коленчатого вала двигателя , угол замкнутого состояния контактов прерывателя и угол опережения зажигания ,формируемый приведенными выше устройствами .

Тахометр , измеритель угла замкнутого состояния контактов прерывателя и измеритель угла опережения зажигания на PIC16F84A.

В данном устройстве при измерении частоты вращения вала двигателя , также как и в тахометре из “Радио” № 7 за 2004г. стр.45-46 ( автор А.Ульянов ) , используется метод измерения периода импульсов зажигания с дальнейшим пересчетом в мин-1 (Рис.8) .
Тахометр дополнен функцией измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя и угла опережения зажигания .
Основной режим устройства – режим тахометра , при нажатой кнопке “ УЗСК “ устройство измеряет угол замкнутого состояния контактов прерывателя (от 0 до 900 по углу поворота вала трамблера ) , при нажатой кнопке “ УОЗ “ , устройство измеряет угол опережения зажигания ( от 0 до 1800 по углу поворота коленчатого вала двигателя ), формируемый регулятором угла ОЗ на микроконтроллере .

Вывод показаний на светодиодный дисплей происходит посегментно (в каждый момент времени горит только один сегмент) , с гашением незначащих нулей , поэтому устройство потребляет ток всего около 30мА .

Тахометр-измеритель УЗСК – измеритель УОЗ , собран на самодельной плате из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита , размер платы 33*55 мм , с одной стороны платы на предварительно нарезанных дорожках распаян светодиодный дисплей , на противоположной стороне контроллер и остальная часть схемы . Монтаж выполнен проводом МГТФ .
Тахометр подключается следующим образом : R3 к прерывателю , R6 к катодам VD3, VD4 (Рис.3) .
Работа устройства проверена на автомобиле ВАЗ-21053 .

PS. В настоящее время , на автомобиле автора работают устройства , приведенные на Рис.8 и Рис.9 .

Ссылка на основную публикацию
Что такое экранное время в ios
Экранное время – одна из лучших функций iOS 12, позволяющая следить за тем, как часто вы берёте в руки свой...
Что делать если отключился звук на компьютере
Мы зарегистрировали подозрительный трафик, исходящий из вашей сети. С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы,...
Что делать если полетели драйвера видеокарты
Распространенная ошибка в Windows 7 и реже в Windows 10 и 8 — сообщение «Видеодрайвер перестал отвечать и был успешно...
Что такое эмодзи клавиатура на телефоне
Современное общение сложно представить без мессенджеров, чатов и социальных сетей, но только текстом бывает сложно передать все эмоции. В этом...
Adblock detector