Цифровая грамотность что это такое

Цифровая грамотность что это такое

Что такое "цифровая компетенция" многие из вас смогут и сами попробовать объяснить, но всё же большинство людей не понимают, что это такое.

Если разобрать словосочетание «цифровая компетенция» по частям, то получится что-то вроде «навыков жизни в цифровом пространстве». Но что это за навыки и почему они столь критичны для твоего, прежде всего, поколения? Это серьёзный и сложный вопрос. Мы всё же попробуем разобраться в этом.

Путешествия во времени — насколько мы изменились?

Для этого мы отправимся в небольшое путешествие в прошлое. Сорок лет назад школьник возвращается из школы домой. День был насыщенным событиями. Кто-то с кем-то подрался, учительнице подложили кнопку, мальчик влюбился в девочку. Информация распространялась на переменах и на уроках посредством бумажных записок. Таких записок было не более одного-двух десятков на целый класс за день. По этой причине школьник с друзьями продолжает обсуждение по пути домой. Дома он делает уроки, смотрит телевизор, а программ в те годы было всего от трёх до пяти, а также слушает радио (одна станция), читает книги, слушает пластинки или магнитофон. Имеющие домашний телефон могли позвонить другу, если тот также был счастливым обладателем домашнего телефона. А домашний телефон был предметом роскоши и похвастаться им могли очень немногие. Единственным местом общения, кроме школы, была улица. Но характер уличного общения был довольно деятельный, дети делились опытом изготовления самоделок, игр, обсуждали, мастерили, а чаще просто играли.

А теперь посмотрим со стороны на твоего ровесника. На уроке драку обсуждали в общем и приватных чатах, в дополнение к обсуждениям на перемене. Кто-то записал конфликт на мобильный телефон и выложил в сеть, отметив своих друзей. События освещаются постами, мемами, звуковыми сообщениями. Обмен электронными сообщениями не прекращается и в пути, и дома. Параллельно в наушниках льётся музыка, её прослушивание не прекращается и дома. За сорок лет люди стали прослушивать музыку по разным оценкам в 40-50 раз больше. Современный подросток слушает музыку в среднем полтора часа в день. В советское время было мало рекламы, такой статистики нет, но европейский подросток 40 лет назад сталкивался не более чем с 500 рекламными сообщениями в день. Сегодня на улице, по телевизору, в интернете мы получаем до 15 тыс. сообщений в день. На глаза современного человека попадаются рекламные щиты, неоновые вывески магазинов, мимо проезжают обклеенные рекламой автобусы, а в метро ещё и звуковая и телевизионная реклама. На ходу подросток прокручивает ленту новостей. В течение всего дня подросток пробегает глазами от 300 до 1 тыс. сообщений в ленте. За три месяца подросток читает текстов анонсов новостей размером с эпический труд "Война и мир" Льва Николаевича Толстого, а ещё ведь надо прочитать тексты сообщений, сами новости, ленты других пользователей.

Как видишь, информационная нагрузка на человека выросла. И жертвой этой информационного шторма является… сам человек. Почему жертвой, спросишь ты. Причина в том, что человек мало изменился за тысячи лет.

Давай перенесёмся в ещё более далёкое прошлое. Перед вами подросток, который жил 100 тысяч лет назад, он ходит в шкуре, занимается охотой и собирательством. Люди не умели обрабатывать землю, всё давала природа. Вот дикий подросток идёт по саванне и наталкивается на фиговое дерево. Фиги содержат много сахара, хороший источник силы и юный собиратель это отлично знает. Он съест столько плодов сколько сможет просто потому, что другое дерево с плодами уже можно не встретить, а это дерево могут объесть обезьяны или птицы. Организм юнца получил мега-порцию питательных веществ, но доисторическому пареньку не грозит лишний вес, всё съеденное будет сожжено организмом во время тяжёлого труда древнего человека. Метаболизм достался нам от того паренька, поэтому мы не умеем справляться с излишками съеденной пищи, кроме как посредством физической нагрузки. И каждый кусочек пирога, в силу малоподвижного образа жизни, откладывается в жировые запасы, а потом человек идет в спортивный зал и сжигает накопленные неприятные запасы. Мы стали менеджерами, учёными, рабочими и сетевыми жителями какую-то сотню, а то и меньше лет назад, а охотниками и собирателями были сотни тысячелетий. Ими мы и остаёмся даже с айфоном в руках, вместо копья.

Лишний вес легко определить, встав на весы или подойдя к зеркалу. Значительно сложнее оценить влияние на мозг новой цифровой среды обитания. Ученые изучают эту среду и следят за ее влиянием на организм человека.

Мозг человека

Заглянем в голову человека и посмотрим как работает его мозг. Мозг очень сложный орган, по сложности сопоставим со Вселенной. Состоит мозг из 80–85 миллиардов нейронов. Нейрон — это клетка, которая обрабатывает, хранит и передаёт информацию. Кроме тела нейрон имеет длинный хвост-отросток, называемый аксоном. Аксоны нейронов переплетаются и создают десятки тысяч уникальных связей с другими нейронами. Огромная сеть в твоей голове.

На рисунке изображен аксон. Слева его тело, посредине сам аксон, а справа щупальца аксона.
Миллиарды аксонов соединяются между собой щупальцами образую гигантскую сеть.

Информация между аксонами нейронов передаётся посредством нейромедиаторов. Это несколько веществ, которые выделяются в местах соединения аксонов. Чем больше выделяется веществ-медиаторов, тем быстрее осуществляется передача информации, а значит быстрее работает твоя голова. Такие связи нейронов получили название синопсис. Те, кто уже изучают курс информатики, знают схемы алгоритмов. Синопсисы представляют собой физический механизм решения определённой задачи. Под каждую задачу нужна своя группа нейронов.

Читайте также:  Как поменять ави на мп4

Работает это так… В одном фильме герою врач показывает карты и просит назвать их, но врач хитрит, у него трефы красные, а черви чёрные. Герой не замечает этого, но когда ему раскрывают обман, не понимает, почему он не заметил подмены. Врач ему объяснил, что мозг взрослого привык видеть трефы чёрными, а черви красными и отказывается замечать подмену. Дети, которые никогда не видели карт, не ошибаются. Объяснение простое. У взрослого человека уже есть синопсис, который решал в прошлом похожую задачу. Пока герой не осознал подлога, мозг использовал старый синопсис. Если говорить точнее, мозг обманул своего владельца. У детей же нет сформированного синопсиса, поэтому новый синопсис более точен.

Другой пример обмана мозга знают те, кто впервые встал на роликах или сел на велосипед. Почему первый раз падают? У мозга нет правильных команд, он использует сформированные ранее синопсисы, но они не созданы для решения задачи удержания баланса на роликах, команды неправильные, тело не удерживает баланс и ты падаешь. В мозг летит сигнал от тела "Я влетело в столб, спасибо!". Мозг пытается сформировать новый синопсис и опять дает команду телу, как держать равновесие. Опять неудача и снова поиск синопсиса. Синопсис наконец найден! Чем больше ты катаешься, тем больше выделяется веществ-медиаторов, тем синопсис быстрее обрабатывает информацию и отдаёт команды. Друзья восхищаются твоими новыми кульбитами на велике или роликах, хотя и не догадываются, что причина в выделении большого количества нейромедиаторов на аксонах нейронов синопсиса.

Многие считают, что это мышцы долго тренируются. Ты же не падаешь с ног без роликов, значит у мышц достаточно сил тебя держать. Почему же на роликах сил вдруг стало меньше? Дело не в мышцах, а в формировании синопсиса, который даёт правильные команды телу. Пока не сформируется нужный синопсис, мозг будет тебя обманывать. Вот так работает мозг.

А на этот вопрос попробуй ответить самостоятельно: как работает мозг, когда ты несколько раз читаешь параграф учебника?

Клиповое мышление

Информационная индустрия гигантская. В мире существует более 30 тысяч телеканалов, 120 тысяч радио-каналов — это 50 миллионов часов вещания каждый год! В сети около 2 миллиардов сайтов с текстами, видео, картинками и музыкой. Каждый год объем накопленной человечеством информации увеличивается на 30 %.

Мозг человека, конечно, не успевает обрабатывать всю поступающую информацию. Он начинает защищаться от перегрузки и снижает глубину анализа, переходя на обработку всё более коротких фрагментов. Клипом мы привыкли называть фрагмент текста, вырезку из газеты, отрывок из видео или фильма, по аналогии учёные также назвали короткую информацию «клипом». Мышление мозга, уставшего от потока информации, получило название «клипового мышления».

Всего шесть основных последствий клипового мышления, конечно, у каждого человека по своему проявляется этот синдром. У кого-то может быть один или несколько проявлений, ну кто-то может быть обладателем всех.

Снижение способности к анализу

Клиповый мозг анализирует все меньше по объему информации, анализ становится все проще. Для такого анализа в мозге формируются соответствующие синопсисы. Синопсисы глубокого анализа ослабляются, и в итоге могут быть разрушены. Так незаметно снижаются интеллектуальные способности человека.

Растёт зависимость от чужого мнения

Человека с невысоким уровнем знаний и анализа легко обмануть. Кроме того, человек может сам себя обмануть. Если раньше в газетах и журналах писали в основном специалисты, то теперь каждый пользователь сети является автором на своей стенке и своих комментариев. Это море мнений, которые надо проверять на достоверность, для чего нужно обладать знаниями и способностью к анализу.

Развивается многозадачность

Быстрая смена объектов внимания заставляет нас делать несколько дел одновременно. Постепенно мы привыкаем к многозадачности и даже считаем ее преимуществом. Многозадачность придает нам уверенности в собственной сообразительности и дарит ощущение, что мы больше успеваем. Во-первых, не успеваем больше, а тратим больше. Исследователи из Федерального управления гражданской авиации США в сотрудничестве с Мичиганским университетом провели ряд экспериментов. Молодым людям было предложено решать математические задачи и одновременно называть форму демонстрируемых геометрических фигур. Результаты показали, что в каждом случае на многозадачность уходило больше времени, чем на выполнение заданий по очереди. Так что одновременно переписываться с друзьями в соцсети и делать домашнее задание будет дольше по времени, чем сделать уроки, а потом уже общаться с друзьями.

Ухудшается усвоение знаний

Что происходит в мозге при многозадачности? Когда человек находится на природе, общается с друзьями, занимается каким-то одним делом, то выделяется вещество серотонин, отвечающее за чувство удовлетворения. Еще серотонин подавляет адреналин, который приводит нашу нервную систему в состояние возбуждения. Чем ниже возбуждение, тем легче сосредоточить внимание на задаче и правильно ее решить. Чем выше возбуждение, тем сложнее сосредоточиться и решить задачу без ошибок. Причина в дофамине, гормоне из семьи адреналина. Скоростное переключение с домашнего задания на компьютер, на музыку, а потом обратно на тетрадку, стимулирует мозг выделять больше этого гормона. Этот дофамин и мешает человеку сконцентрировать внимание.

Способствует стрессам и депрессиям

Постоянное возбуждение заканчивается спадом, информация продолжает поступать, требуют внимания учителя, родители, друзья, надо что-то думать и делать. Появляется страх перед неудачей, страх стать зависимым, страх успеха (придётся и дальше прилагать усилия). В итоге ты откладываешь дела. Ты заболеваешь прокрастинацией, страхом ответственности. Ком проблем нарастает, психика расшатывается, стрессы и депрессии становятся все чаще.

Читайте также:  Meizu m3 note габариты
Сокращается способность к сопереживанию

Если раньше прокрастинацией страдали единицы, то сегодня около 30% населения прокрастинируют. Опасаясь ответственности, люди отталкивают от себя близких и родных, снижается чувство сопереживания, особенно к чужим людям.

Цифровая компетенция

И вот мы вернулись к словосочетанию "цифровая компетенция". Теперь, когда ты посмотрел(а) на себя и своё поколение со стороны, попробуем разобраться с рисками в сети и какие навыки (компетенции) тебе помогут сохранить здоровье, имущество и спокойную жизнь — свою и близких. Специалисты в области информационной безопасности обычно разделяют цифровую компетенцию на четыре блока:

  • Информационная безопасность
  • Коммуникативная безопасность
  • Техническая безопасность
  • Потребительская безопасность
Информационная безопасность

Сюда включается защита от клипового мышления, умение проверять достоверность информации. Сегодня всё чаще говорят о таком диковинном пока навыке, как информационная диета, когда человек умеет избегать лишней информации.

Коммуникативная безопасность

Это культура сетевого этикета, твой цифровой имидж. Каждый из нас оставляет следы на тысячах серверов: комментарии, фото и видео, о которых мы даже не помним. Сеть помнит всё и по этим следам формируется твой цифровой слепок. Чтобы узнать твои увлечения, мировоззрение необязательно тебя расспрашивать. Специальная программа проанализирует твои профили в социальных сетях и предоставит более точную и правдивую информацию о тебе.

Техническая безопасность

Что в Интернете является оконечным устройством? Смартфон, телефон, планшет, компьютер, сервер. Именно они являются твоим терминалом выхода в сеть и хранителем информации о тебе. Насколько твои личные данные будут надежно сохранены, зависит от твоих навыков по работе с этими устройствами.

Потребительская безопасность

Сегодня в сети играют, учатся, работают, делают покупки. В силу сетевого характера это всё осуществляется немного по-иному, чем в офлайне. Иные правила, традиции и даже законы. Стоит это знать, чтобы не разочаровываться.

Компетенция будущего

Давай ответим на вопрос, поставленный в самом начале "Что такое цифровая грамотность?". Это умение искать, анализировать и потреблять информацию безопасно для твоего здоровья, справляться с рисками цифровой среды и добиваться успеха в ней.

Добро пожаловать в мою группу!
Вместе будем прокачивать вашу цифровую грамотность!
Узнавать возможности наших гаджетов: компьютера, смартфона или планшета. Учиться использовать их на 100% для наших потребностей.
Показать полностью…
Изначально группа называлась “Компьютерная грамотность”.
Но пообщавшись со своими читателями, я поняла, что пользователи проводят больше времени со своими смартфонами, чем с компьютером. Отсюда и вопросы, которые мне задают читатели касаются и мобильных гаджетов и компьютеров, поэтому было принято решение переименовать группу в “Информационная грамотность”.
Она объединяет и компьютерные и информационные и цифровые знания объединяющие разные устройства .

Создавая группу я ориентировалась на женщин, которые много времени проводят со своими детьми или сидят в декрете и желают обрести некоторую финансовую независимость работая в интернете. Теперь же думаю, моя информация будет полезна и пенсионерам и молодым людям, которые в силу своего, возможно, гуманитарного склада ума имеют сложности с использованием гаджетов или освоением компьютерных программ.
А так-как течение жизни в современном мире не позволяет нам оставаться в стороне от современных технологий, то давайте вместе учиться устанавливать, использовать, применять программы на разных устройствах! Вместе искать и находить новые возможности у уже известных вам программ.

Применять полученные знания в бизнесе, быту или на работе.

В любом случае, я буду рада всем!

Добро пожаловать и подписывайтесь на новости группы!

  • Записи сообщества
  • Поиск

Цифровая грамотность запись закреплена

Сегодняшний пост — первый в серии историй о приложениях, которые стали не отделимой частью нашей жизни.
Будем говорить о социальных сетях.
Перемещаясь из одного приложения в другое мы лайкаем, репостим, комментируем, рекомендуем, а о последних новостях из жизни друзей и знакомых узнаём из соцсетей.
Мне было интересно узнать историю возникновения некоторых соцсетей и цели их создания! Надеюсь и вам тоже будет интересно.

Показать полностью…
Всемирно известный сервис Instagram изначально назывался Burbn — в честь бурбона, крепкого американского алкоголя, и был не слишком похож на тот Instagram, что мы знаем сейчас. Он был слишком сложным для восприятия из-за нагромождения разных функций. Как оказалось, всё, что делали пользователи в Burbn это делились фотографиями. Тогда разработчики налегли на функциональность фотоснимков, комментариев и лайков, а всё остальное вырезали из приложения. Что примечательно, промежуточная версия приложения — то, что было между Burbn и Instagram — называлась Scotch. Изначально Instagram появился в магазине приложений App Store компании Apple 6 октября 2010 года. А спустя 2 года появилось приложение для Android. И по сей день Instagram является приложением для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети.
Если Instagram позиционирует себя как файлообменник, то ВК и Facebook — создавались как социальные сети для общения студентов.

Facebook — на сегодняшний день, крупнейшая социальная сеть в мире. Была основана 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете. Первоначально веб-сайт был назван Thefacebook и доступен только для студентов Гарвардского университета. Уже позже регистрацию открыли для других университетов Бостона, а еще позднее для студентов любых ВУЗов США. Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты.

ВК — российская социальная сеть изначально созданная Павлом Дуровым 10 октября 2006 года (в этот день основателю сайта исполнилось 22 года). По аналогии с Facebook должна была служить для общения студентов и выпускников российских вузов. Сегодня это один из лидеров среди социальных сетей.

Читайте также:  Планшет onda v80 se

История Twitter началась в марте 2006 года как научно-исследовательский проект компании Odeo (Сан-Франциско) для внутреннего использования. И представлял из себя платформу для обмена короткими сообщениями, по типу современных мессенджеров. СоздательTwitter Джек Дорси задумывал проект, как возможность ответить на единственный вопрос: «Что ты сейчас делаешь?». На сегодняшний день Twitter — социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями.

26 марта 2006 года был запущен проект «Одноклассники». Создатель сайта, Попков Альберт Михайлович живет в Лондоне и работает в сфере телекоммуникаций. Одноклассники — мультиязычная социальная сеть созданная для поиска и общения бывших одноклассников и сокурсников.

YouTube был создан тремя бывшими сотрудниками компании PayPalЧадом Хёрли, Стивом Ченом и Джаведом Каримом в 2005 году. Совместная идея проекта возникла, когда Стив Чен и Чад Хёрли пытались разослать друзьям видео с вечеринки. Файл оказался слишком большим для отправки почтой, разместить его в интернете тоже не удалось. Возникла идея сделать онлайн-сервис, где пользователи могли бы размещать видеоролики для просмотра всеми желающими. Затем появилось название проекта — YouTube — каламбур, в основе которого жаргонное название телевизора (англ. boob tube — телик, ящик). А с обновлением в 2017 в YouTube появилась возможность комментировать и делиться впечатлениями о видео и создавать чаты.

Еще не упомянула Likee раньше называлась Like и TikTok одни из последних созданных и набирающих все большую популярность приложений. Likee создана в 2017 году компанией из Сингапура. Яркий успех программы Likee создатели объясняют правильностью выбора целевой аудитории и постоянным взаимодействием с ней. На базе Likee часто проводятся разнообразные конкурсы и розыгрыши.

Самая быстрорастущая и самая молодая социальная сеть TikTok. Владелец TikTok — китайская компания Bytedance. Bytedance основал Чжан Иминг в 2012 году. На тот момент ему было двадцать девять.
Сейчас он входит в рейтинг самых влиятельных людей мира бизнеса младше 40 лет. Как гласят легенды, Чжан увидел на улице, как школьники кривляются под музыку, фотографируются и выкладывают это в интернет. Так в 2018 году появилось караоке-приложение, где пользователь может записать 15-секундный ролик под фонограмму и выложить его в отдельную соцсеть. В день запуска TikTok им пользовалось уже 500 человек. Аудитория TikTok – тинейджеры и люди на пару лет старше или младше (14-21 год). Сверстникам приятно видеть, что в каждом видео близкие им по духу и возрасту интересные и весёлые молодые люди.
Может быть я что-то упустила?
Какой соцсетью пользуетесь вы? Напишите в комментариях!

В соответствие с Законом «Об информатизации» цифровая грамотность – знание и умение человека использовать информационно-коммуникационные технологии в повседневной и профессиональной деятельности, которые включают 4 базовых цифровых навыков:

  1. Базовые цифровые навыки;
  2. Навыки e-gov;
  3. Навыки OpenGov;
  4. Навыки e-commerce;

2 дополнительных, профессиональных цифровых навыков;

  1. Медиа навыки;
  2. Профессиональные цифровые навыки.

В данной учебной программе рассматривается обучение населения базовым цифровым навыкам.

Цель учебной программы – обеспечение потребности в совершенствовании своих знаний в области информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего обучения, трудоустройства или продолжения трудовой деятельности.

Цель курса:

Обеспечение населения базовыми знаниями, умениями и навыками работы с базовыми информационно-коммуникационными средствами

Задачи курса:

В задачи курса входит:

— обучение работе с персональным компьютером, ноутбуком, смартфоном и планшетом, а также навыкам работы с интерфейсом, программами, файлами и папками;

  • обучение навыкам работы с периферийными устройствами;
  • обучение навыкам использования программного обеспечения, а также навыкам алгоритма поиска, быстрого набора текста, просмотр и копирование общедоступной информации в сети Интернет;
  • обучение навыкам использования основных офисных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, презентации и др);
  • обучение навыкам использования различных массенджеров, социальных сетей, электронной почты и др;
  • обучение навыкам безопасной работы в сети Интернет и конфиденциальности при работе с компьютерами и программным обеспечением, в том числе защите персональных данных

Требования к слушателю:

  • должен иметь общее представление об основных понятиях информационных технологий;
  • знать основные понятия о персональном компьютере, ноутбуке, смартфоне и планшете;
  • знать основные требования техники безопасности.

В результате изучения курса слушатель должен:

— основные сведения о персональных компьютерах, ноутбуках, современных технологиях и их роли в жизни общества;

— основы работы с офисными программами (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, презентации и др);

— основные сферы применения сети Интернет;

— основы компьютерной безопасности, методов борьбы с вирусами и др.

— самостоятельно использовать и применять в работе персональный компьютер, ноутбук, смартфон и планшет;

— использовать основные офисные программы (текстовые редакторы и электронные таблицы, базы данных, презентации и др);

— использовать сеть Интернет в повседневной и профессиональной деятельности.

— самостоятельно принимать меры по защите персонального компьютера, ноутбука, смартфона и планшета, а также персональных данных;

Программа рассчитана на 8 аудиторных часа (480 минут), в том числе включает 6 часов (360 минут) – лекции и 2 часа (120 минут) – практической работы.

В качестве закрепления прослушанного курса необходимо предусмотреть выполнение практических работ согласно учебному плану и выделенным часам по требованиям слушателей и тренера. В качестве итогового контроля знаний возможно прохождение сертификаций (по требованию).

Учебный материал курса обучения включает в себя, раздаточные материалы в виде инструкции-памятки (для слушателей, по желанию тренера).

Ссылка на основную публикацию
Фотографии купе в поезде
Интересный фотоотчет о поездке на одном из первых рейсов двухэтажных поездов. Смотрим далее, как все устроено внутри таких двухэтажных вагонов...
Уравнение окружности в полярных координатах
Определение: замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от данной точки (центра О), лежащей в той же плоскости, что...
Уравнение пучка прямых проходящих через точку
Совокупность прямых, проходящих через некоторую точку, называется пучком прямых с центром в этой точке. Если и - уравнения двух пересекающихся...
Фотография с самым большим разрешением в мире
Представляем вашему вниманию нашу подборку самых больших фотографий в мире. Для их просмотра вам будет необходим FlashPlayer. Его можно скачать...
Adblock detector