Что характерно для языка ассемблер

Что характерно для языка ассемблер

Специфика системных программ, ориентированных на непосредственное взаимодействие с физическими устройствами компьютера, а так же необходимость доступа ко всем его аппаратным возможностям, часто не позволяют создавать элементы программ средствами языков высокого уровня. Более того, исполняемый код, порождаемый компиляторами, менее эффективен, чем код, созданный вручную. Поэтому повышенные требования к быстродействию и объему программ вызывают необходимость использования машинных команд или языка ассемблера.

Ассемблер (assembler, assembly language – монтаж, сборка) – язык программирования, понятия которого отражают архитектуру ЭВМ. Обеспечивает доступ к регистрам, указание методов адресации и описание операций в терминах команд конкретного процессора. Ассемблер, содержащий средства более высокого уровня: встроенные и определяемые макрокоманды, соответствующие нескольким машинным командам, автоматический выбор команды в зависимости от типов операндов, средства описания структур данных и т.д., является макроассемблером.

Язык ассемблера используется при:

1. Создании драйверов низшего уровня и некоторых других программ, требующих прямого доступа к потенциальным возможностям компьютера.

2. Достижении наибольшей эффективности использования вычислительных ресурсов при вычислениях с большим количеством вложенных циклов. Самые внутренние циклы часто программируются на языке ассемблера.

3. Решении задач в реальном масштабе времени, то есть управляющих программ, которые требуют быстрой реакции вычислительной системы на внешние воздействия, и процессы, строго привязанные к определенным моментам времени. Более того, управляющие однокристальные ЭВМ обычно имеют маленький объем памяти.

4. Для управляющих ЭВМ набор языков программирования очень ограничен. Обычно это ассемблер и Си, причем последний часто отсутствует.

Изучение языка ассемблера дает понимание организации вычислительных процессов в процессоре, принципов его работы и позволяет создавать оптимальные программы и на языках высокого уровня.

Язык Турбо Паскаль допускает три основных вида доступа ко всем аппаратным возможностям ЭВМ:

1. Можно запрограммировать подпрограммы вне среды Паскаль на языке ассемблера или любом другом языке программирования и подключить полученный после ассемблирования или трансляции объектный модуль к Паскаль-программе.

2. Начиная с шестой версии в Паскале появились средства включения в текст программ фрагментов на языке ассемблера. Эти средства называются «встроенный ассемблер».

3. Можно непосредственно включать в текст программы фрагменты, написанные в машинном коде. Эти средства оставлены для совместимости с предыдущими версиями Турбо Паскаля и сейчас практически не используются и здесь не рассматриваются.

После трансляции с большинства языков программирования получается промежуточный объектный файл (OBJ-файл). Кроме непосредственно кодов он содержит некоторую дополнительную информацию.

Для подключения внешних подпрограмм в Паскале используется директива external, следующая за заголовком подпрограммы. Кроме этого, где-либо в тексте программы надо задать директиву компилятора $L, аргументом которой является имя OBJ-файла, содержащего код подключаемой подпрограммы, например:

Procedure SRoots(A,B,C:real); external;

Procedure CRoots(B,C,D.F:real); external;

Для обеспечения корректности такого подключения необходимо соблюдать определенные межъязыковые соглашения о связях, принятые в системе Турбо Паскаль.

Средства встроенного ассемблера позволяют подключать ассемблерный текст непосредственно в Паскаль-программы, что гораздо удобнее и гибче, чем техника подключения независимо разработанных ассемблерных программ с помощью аппарата внешних подпрограмм.

Встроенный ассемблер реализует подмножество языка ассемблера, совместимого с языками Turbo Assembler фирмы Borland (TASM) и макроассемблера фирмы Microsoft (MASM). Хотя некоторые возможности по описанию структур не реализованы, но они во многом соответствуют описаниям Паскаль-объектов – констант, переменных, подпрограмм.

Средства, образующие встроенный ассемблер, организованы в виде двух конструкций: ассемблерные операторы (asm-операторы) и ассемблерные подпрограммы.

Обычно комментарии на ассемблере следуют за точкой с запятой. Но в asm-операторах используются ограничители, принятые для Паскаля – < >и (* *). Точкой с запятой могут разделяться команды ассемблера, но обычно используется общепринятый разделитель – переход на новую строку.

Поэтому возможна следующая запись:

mov ax,Left; xchg ax,Right; mov Left,ax;

[метка:][префикс] инструкция [операнд[,операнд]]

Инструкцией является мнемоническое обозначение действия, выполняемого командой.

Особенности использования asm-операторов.

1. Использование регистров. В связи с тем, что Паскаль использует некоторые регистры в своих целях, не допускается изменять содержимое регистров BP, SP, SS и DS.

2. Метки. Образование меток такое же, как и в Паскале. Они могут быть глобальными или локальными в asm-операторе. Но в последнем случае они не описываются и должны начинаться с символа «@».

3. Коды инструкций. Поддерживаются только все коды инструкций процессора i8086. Для использования расширения этих кодов для процессора i80286 и арифметических сопроцессоров необходимо использовать специальные директивы компилятора.

4. Зарезервированные слова. Для совместимости с ассемблером используется 41 зарезервированное слово, имеющее область действия только в asm-операторах. Эти слова имеют приоритет над именами пользователя, например:

Здесь единица загружается в регистр процессора Ch, а не в ячейку памяти с именем Ch. Для указания описанного имени, совпадающего с зарезервированным словом, надо использовать перед именем символ «&»:

5. Выражения. Использование выражений существенно отличается в Паскале и ассемблере. В Паскале упоминание переменной понимается как ее содержимое, а в asm-операторах обозначает адрес или константу. Поэтому оператор для х,

описанного как переменная, не помещает значение х+4 в АХ, а загружает в регистр значение слова, хранящегося по адресу, на 4 байта большему х. Для увеличения х на 4 выполняются действия:

Но записывать константы возможно следующим образом:

6. Есть 3 специальных переменных, одна из которых

@Result,

обозначает переменную с результатом функции. Например, функция

Для чисто ассемблерных подпрограмм может использоваться директива assembler. Это позволяет записывать подпрограммы полностью на языке ассемблера, с отсутствием операторных скобок и единственным asm-оператором:

Function LongMul(x,y:integer):longint; assembler;

Использование @Result здесь не допускается, так как компилятор не образует переменную для результата функции. Обмен данными производится через регистры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9824 — | 7505 — или читать все.

Команды языка ассемблера один к одному соответствуют командам процессора. Фактически, они и представляют собой более удобную для человека символьную форму записи — мнемокоды — команд и их аргументов. При этом одной команде языка ассемблера может соответствовать несколько вариантов команд процессора. [4]

Кроме того, язык ассемблера позволяет использовать символические метки вместо адресов ячеек памяти, которые при ассемблировании заменяются на вычисляемые ассемблером или компоновщиком абсолютные или относительные адреса, а также так называемые директивы (команды ассемблера, не переводимые в машинные команды процессора, а выполняемые самим ассемблером).

Директивы ассемблера позволяют, в частности, включать блоки данных, задать ассемблирование фрагмента программы по условию, задать значения меток, использовать макрокоманды с параметрами.

Читайте также:  Ati radeon 9600 pro драйвер

Каждая модель (или семейство) процессоров имеет свой набор — систему — команд и соответствующий ему язык ассемблера. Наиболее популярные синтаксисы языков ассемблера — Intel-синтаксис и AT&T-синтаксис.

Существуют компьютеры, реализующие в качестве машинного язык программирования высокого уровня (Форт, Лисп, Эль-76). Фактически, в таких компьютерах они выполняют роль языков ассемблера.

Достоинства и недостатки

Достоинства

  • Язык ассемблера позволяет писать самый быстрый и компактный код, какой вообще возможен для данного процессора.
  • Если код программы достаточно большой, — данные, которыми он оперирует, не помещаются целиком в регистрах процессора, то есть частично или полностью находятся в оперативной памяти, — то искусный программист, как правило, способен значительно оптимизировать программу по сравнению с транслятором с языка высокого уровня по одному или нескольким параметрам:
  • скорость работы — за счёт оптимизации вычислительного алгоритма и/или более рационального обращения к ОП, перераспределения данных;
  • объём кода (в том числе за счёт эффективного использования промежуточных результатов). (Сокращение объёма кода также нередко повышает скорость выполнения программы.)
  • Обеспечение максимального использования специфических возможностей конкретной платформы, что также позволяет создавать более эффективные программы, в том числе менее ресурсоёмкие.
  • При программировании на языке ассемблера возможен непосредственный доступ к аппаратуре, и, в частности, портам ввода-вывода, регистрам процессора и др.
  • Язык ассемблера часто применяется для создания драйверов оборудования и ядра операционной системы (или машиннозависимых подсистем ядра ОС).
  • Язык ассемблера используется для создания «прошивок» BIOS.
  • С помощью языка ассемблера часто создаются машиннозависимые подпрограммы компиляторов и интерпретаторыязыков высокого уровня, а также реализуется совместимость платформ.
  • С помощью дизассемблера возможно исследовать существующие программы при отсутствии исходного кода.
  • Недостатки

    • В силу машинной ориентации («низкого» уровня) языка ассемблера человеку сложнее читать и понимать программу на нём по сравнению с языками программирования высокого уровня; программа состоит из слишком «мелких» элементов — машинных команд, соответственно, усложняются программирование и отладка, растут трудоёмкость и вероятность внесения ошибок.
    • Требуется повышенная квалификация программиста для получения качественного кода: код, написанный средним программистом на языке ассемблера, обыкновенно оказывается не лучше или даже хуже кода, порождаемого оптимизирующим компилятором для сравнимых программ, написанных на языке высокого уровня. [5]
    • Программа на языке высокого уровня может быть перекомпилирована с автоматической оптимизацией под особенности новой целевой платформы [6] , программа же на языке ассемблера на новой платформе может потерять своё преимущество в скорости без ручного переписывания кода. [7][8]
    • Как правило, меньшее количество доступных библиотек по сравнению с современными индустриальными языками программирования.
    • Отсутствует переносимость программ на компьютеры с другой архитектурой и системой команд.

    Применение

    Исторически, если первым поколением языков программирования считать машинные коды, то язык ассемблера можно рассматривать как второе поколение языков программирования. Недостатки языка ассемблера, сложность разработки на нём больших программных комплексов привели к появлению языков третьего поколения — языков программирования высокого уровня (таких как Фортран, Лисп, Кобол, Паскаль, Си и др.). Именно языки программирования высокого уровня и их наследники в основном используются в настоящее время в индустрии информационных технологий. Однако языки ассемблера сохраняют свою нишу, обусловленную их уникальными преимуществами в части эффективности и возможности полного использования специфических средств конкретной платформы.

    На языке ассемблера пишут программы или их фрагменты в тех случаях, когда критически важны:

    • быстродействие (драйверы, игры);
    • объём используемой памяти (загрузочные секторы, встраиваемое (англ.embedded ) программное обеспечение, программы для микроконтроллеров и процессоров с ограниченными ресурсами, вирусы, программные защиты).

    С использованием программирования на языке ассемблера производятся:

    • Оптимизация критичных к скорости участков программ в программах на языках высокого уровня, таких как C++ или Pascal. Это особенно актуально для игровых приставок, имеющих фиксированную производительность, и для мультимедийныхкодеков, которые стремятся делать менее ресурсоёмкими и более быстрыми.
    • Создание операционных систем (ОС) или их компонентов. В настоящее время подавляющее большинство ОС пишут на более высокоуровневых языках (в основном на Си — языке высокого уровня, который специально был создан для написания одной из первых версий UNIX). Аппаратно зависимые участки кода, такие как загрузчик ОС, уровень абстрагирования от аппаратного обеспечения (hardware abstraction layer) и ядро, часто пишутся на языке ассемблера. Фактически, ассемблерного кода в ядрах Windows или Linux совсем немного, поскольку авторы стремятся обеспечить переносимость и надёжность, но, тем не менее, он там присутствует. Некоторые любительские ОС, такие как MenuetOS, целиком написаны на языке ассемблера. При этом MenuetOS помещается на дискету и содержит графический многооконный интерфейс.
    • Программирование микроконтроллеров (МК) и других встраиваемых процессоров. По мнению профессора Таненбаума, развитие МК повторяет историческое развитие компьютеров новейшего времени. [9] На сегодняшний день для программирования МК весьма часто применяют язык ассемблера (хотя и в этой области широкое распространение получают языки вроде Си). В МК приходится перемещать отдельные байты и биты между различными ячейками памяти. Программирование МК весьма важно, так как, по мнению Таненбаума, в автомобиле и квартире современного цивилизованного человека в среднем содержится 50 микроконтроллеров. [10]
    • Создание драйверов. Некоторые части драйверов программируют на языке ассемблера. Хотя в целом в настоящее время драйверы также стараются писать на языках высокого уровня в связи с повышенными требованиями к надёжности и достаточной производительностью современных процессоров и достаточным совершенством компиляторов с языков высокого уровня. Надёжность для драйверов играет особую роль, поскольку в Windows NT и UNIX (в том числе в Linux) драйверы работают в режиме ядра. Одна ошибка в драйвере может привести к краху всей системы.
    • Создание антивирусов и других защитных программ.
    • Написание трансляторов языков программирования.

    Связывание программ на разных языках

    Поскольку уже давно на языке ассемблера часто кодируют только фрагменты программ, их необходимо связывать с остальными частями программной системы, написанными на других языках программирования. Это достигается двумя основными способами:

    • На этапе компиляции — вставка в исходный код программы на языке высокого уровня ассемблерных фрагментов (англ.inline assembler ) с помощью специальных директив языка. Способ удобен для несложных преобразований данных, но полноценного ассемблерного кода, с данными и подпрограммами, включая подпрограммы со множеством входов и выходов, не поддерживаемых языком высокого уровня, с его помощью сделать невозможно.
    • На этапе компоновки при раздельной компиляции. Для взаимодействия компонуемых модулей достаточно, чтобы импортируемые функции (определённые в одних модулях и используемые в других) поддерживали определённое соглашения вызова (англ.calling conventions ). Написаны же отдельные модули могут быть на любых языках, в том числе и на языке ассемблера.
    Читайте также:  Как удалить всплывающие окна на андроиде

    Синтаксис

    Синтаксис языка ассемблера определяется системой команд конкретного процессора.

    Набор команд

    Типичными командами языка ассемблера являются (большинство примеров даны для Intel-синтаксиса архитектуры x86):

    • Команды пересылки данных ( mov и др.)
    • Арифметические команды ( add , sub , imul и др.)
    • Логические и побитовые операции ( or , and , xor , shr и др.)
    • Команды управления ходом выполнения программы ( jmp , loop , ret и др.)
    • Команды вызова прерываний (иногда относят к командам управления): int
    • Команды ввода/вывода в порты ( in , out )
    • Для микроконтроллеров и микрокомпьютеров характерны также команды, выполняющие проверку и переход по условию, например:
    • cjne — перейти, если не равно
    • djnz — декрементировать, и если результат ненулевой, то перейти
    • cfsneq — сравнить, и если не равно, пропустить следующую команду

    Инструкции

    Типичный формат записи команд:

    где мнемокод — непосредственно мнемоника инструкции процессору. К ней могут быть добавлены префиксы (повторения, изменения типа адресации и пр.).

    В качестве операндов могут выступать константы, адреса регистров, адреса в оперативной памяти и пр. Различия между синтаксисом Intel и AT&T касаются в основном порядка перечисления операндов и указания различных методов адресации.

    Используемые мнемоники обычно одинаковы для всех процессоров одной архитектуры или семейства архитектур (среди широко известных — мнемоники процессоров и контроллеров x86, ARM, SPARC, PowerPC, M68k). Они описываются в спецификации процессоров. Возможные исключения:

    • если ассемблер использует кроссплатформенный AT&T-синтаксис (оригинальные мнемоники приводятся к синтаксису AT&T);
    • если изначально существовало два стандарта записи мнемоник (система команд была наследована от процессора другого производителя).

    Например, процессор Zilog Z80 наследовал систему команд Intel 8080, расширил её и поменял мнемоники (и обозначения регистров) на свой лад. Процессоры Motorola Fireball наследовали систему команд Z80, несколько её урезав. Вместе с тем, Motorola официально вернулась к мнемоникам Intel и в данный момент половина ассемблеров для Fireball работает с мнемониками Intel, а половина — с мнемониками Zilog.

    Директивы

    Программа на языке ассемблера может содержать директивы: инструкции, не переводящиеся непосредственно в машинные команды, а управляющие работой компилятора. Набор и синтаксис их значительно разнятся и зависят не от аппаратной платформы, а от используемого транслятора (порождая диалекты языков в пределах одного семейства архитектур). В качестве «джентльменского набора» директив можно выделить следующие:

    • определение данных (констант и переменных),
    • управление организацией программы в памяти и параметрами выходного файла,
    • задание режима работы компилятора,
    • всевозможные абстракции (то есть элементы языков высокого уровня) — от оформления процедур и функций (для упрощения реализации парадигмы процедурного программирования) до условных конструкций и циклов (для парадигмы структурного программирования),
    • макросы.

    Пример программы

    Примеры программы Hello, world! для разных платформ и разных диалектов:

    Основные общие особенности языка ассемблера (чаще не совсем точно называемого просто ассемблером; строго ассемблером называется программа, которая переводит последовательность команд с языка ассемблера на язык машинных кодов процессора) микропроцессоров совпадают с особенностями всех языков подобного типа.

    Языки ассемблера являются машинно-ориентированными языками и, следовательно, для каждого типа процессоров существует свой язык. Почти каждая команда ассемблера эквивалентна команде на машинном языке процессора. Однако программирование на ассемблере, по сравнению с программированием на машинном языке (на уровне машинных кодов), существенно облегчается за счет возможности использования символического обозначения всех элементов программы (кодов операций, адресов ячеек памяти, программ и данных, переменных и констант, операндов и т.д.). Используемые символические обозначения элементов обычно отражают их содержательный смысл. При программировании на языке ассемблера программист может не заботиться о распределении памяти, о назначении конкретных адресов операндам. В ассемблере допускается оформление повторяющейся последовательности команд как одной макрокоманды. Соответствующие версии языка, допускающие использование макрокоманд, называют макроассемблерами. Кроме того, ассемблеры позволяют в той или иной форме использовать при программировании стандартные структуры типа цикл разветвление.

    При программировании на ассемблере доступны все ресурсы системы и конкретного процессора (регистры, стек, память и т.д.). Это позволяет получать эффективные программы с точки зрения времени их выполнения и объема памяти необходимого для размещения программы. Проблемы, связанные с конкретной аппаратурой и периферийными устройствами процессора лучше и удобнее решать на языке ассемблера. Однако программирование на ассемблере предполагает знание архитектуры и свойств процессора, т.е. всего того, что входит в понятие программная модель процессора.

    Современные версии языков ассемблера предоставляют программисту ряд возможностей, характерных для языков высокого уровня, таких как условное ассемблирование, организация циклов арифметического и условного типа, т.е. позволяют использовать стандартные логические структуры, рекомендуемые методами структурного программирования.

    Ниже рассмотрены основные сведения о языке ассемблера пакета AVSIM85 v2.02 для МП Intel 8080/8085 (КР580/КР1821).

    2. Структура программы на языке ассемблера

    Предложения (строки) ассемблера

    Исходная программа на языке ассемблера состоит из последовательности утверждений, которые называют также ассемблерными строками или предложениями.

    В ассемблерной строке могут быть записаны директивы ассемблера, команды или инструкции процессора, команды препроцессора, макрокоманды и комментарии. Запись строки производится в соответствии с некоторыми формальными правилами. Нарушение этих правил приводит к большому количеству ошибок, особенно на первом этапе освоения ассемблера.

    Директивы ассемблера не порождают машинные команды и какие-либо действия в процессоре; они задают структуру программы, сообщают транслятору и компоновщику информацию о том, что им надо делать с командами и данными. Примеры директив:

    end определяет логический конец программы, все записанное после нее не будет восприниматься транслятором,

    seg определяет начало новой секции,

    db размещает в памяти константы.

    Команды или инструкции процессора порождают машинные команды и выполняются в заданной последовательности во время работы процессора. Примеры команд:

    Команды препроцессора являются фактически разновидностью директив, которые выполнятся на первом шаге трансляции. Пример команды препроцессора:

    %include f1.asm — помощью данной команды в исходный текст будет вставлен текст из файла f1.asm.

    Макрокоманды, а также некоторые конкретные директивы будут рассмотрены ниже.

    Комментарии не влияют на результат трансляции и служат для пояснения и описания программы. Комментарии без изменений переносятся в файл, получаемый после трансляции — листинг трансляции. Вся строка ассемблера может являться комментарием. В этом случае она начинается специальным символом: [*] или [;].

    Строка (предложение) программы в ассемблере делится на несколько полей, разделенных одним или более пробелами. В строке могут быть следующие поля:

    Читайте также:  Характеристики сотовых телефонов всех моделей

    Таким образом, строка имеет следующий формат:

    Здесь, как и обычно, при описании системы команд и синтаксиса языка, для обозначения необязательного элемента конструкции использованы квадратные скобки [ ]. Таким образом, метка, операнд, комментарий являются необязательными элементами и могут отсутствовать.

    Примеры ассемблерных строк:

    MM2 ADD C ; команда сложения, MM2 — метка

    SUB D команда вычитания, MM3 — метка

    Метка в общем случае является необязательным элементом ассемблерной строки. Для некоторых директив наличие метки обязательно. Метка начинается в первой позиции строки и может содержать (как и любой идентификатор) алфавитно-цифровые знаки (A-Z, a-z, 0-9, _ и $), первым из которых должна являться буква.

    Если в первой позиции строки стоит пробел или символ (;), то считается, что метка отсутствует. Метка может заканчиваться двоеточием, которое не входит в состав метки.

    На линии может стоять одна метка, а последующие части строки ассемблера располагаться на следующих линиях без знака продолжения строки. В этом случае наличие двоеточия в конце метки обязательно.

    Поле мнемоники начинается после первого пробела в строке и заканчивается одним или более пробелами. Поле мнемоники содержит одно из следующих утверждений:

    мнемоническое обозначение команды процессора, например, ADD, MOVE,

    мнемоническое обозначение макрокоманды,

    мнемонику директивы ассемблера,

    мнемонику команды препроцессора.

    Ассемблер проверяет допустимость кодов мнемоник по своей внутренней таблице кодов команд и директив, а затем по таблице макрокоманд. В случае отсутствия используемых мнемоник выдается сообщение об ошибке.

    Поле операнда определяет информацию, над которой в соответствии с командами производятся действия. Поле операнда начинается сразу за пробелом (или пробелами), заканчивающим поле мнемоники, и, в свою очередь, заканчивается одним или более пробелами. В поле операнда могут быть записаны константы, символы и выражения, состоящие из символов и констант. Эти конструкции языка описаны ниже. Если команда или директива требует нескольких операндов, то отдельные операнды разделяются запятыми, но не пробелами. Интерпретация поля операнда зависит от мнемоники соответствующей команды или директивы. Операнд определяет объекты, над которыми производятся операции, в качестве таких объектов могут быть конкретные значения (константы, переменные) или в какой-либо форме адреса конкретных значений (регистры процессора, ячейки памяти).

    Основные конструкции ассемблера

    При записи операндов и меток используются различные конструкции языка. Рассмотрим основные конструкции.

    Константа является величиной, которая не изменяется в течение всего времени выполнения программы. Константы могут быть числовые и строчные.

    Числовые константы могут быть записаны в одной из трех систем счисления — двоичной десятичной или 16-ричной. Отрицательные константы ассемблером записываются в дополнительном коде (для положительных чисел представление в дополнительном и прямом кодах совпадают). Длина внутреннего представления константы равна 1байт (8 двоичных разрядов) или 2 байта в зависимости от команды, с которой она используется.

    Система счисления обозначается спецификатором, который может либо предшествовать константе, либо стоять в ее конце. В качестве спецификаторов используются:

    @ (отсутствие спецификатора) — десятичная система,

    Если число в 16-ричной системе начинается с буквы, слева от нее должен быть дописан 0 (при спецификаторе H).

    Коды команд Команды

    3E A1 MVI A,0A1H

    3E 09 MVI A,1001B

    3E 09 MVI A,%1001

    C3 5634 JMP 03456h

    В примере приведен фрагмент листинга, полученного в результате трансляции программы, команды которой приведены во второй колонке. В первой колонке приведены полученные коды. Вторым операндом во всех командах MVI являются константы, записанные в различных системах счисления. Первым байтом кода во всех этих случаях является код 3E, соответствующий MVI А. Константа, записываемая в регистр А, представлена в 16-ричной системе вторым байтом кода. Следует обратить внимание на запись чисел 5 и -5 в 3-й и 4-й командах. В команде JMP операндом является адрес перехода, который может иметь длину 2 байта.

    Символы (символические имена)

    Символы используются в качестве меток или идентификаторов. Можно использовать знаки А–Z, a–z, 0–9 и _(подчеркивание). Общее количество знаков до 31. В качестве знака в строке не может использоваться пробел. Заглавные и строчные буквы рассматриваемый ассемблер воспринимаeт как одинаковые (например, символы АВС и abc).

    Символы, которые используются как метки, становятся идентификаторами адресов ячеек памяти, в которых хранятся кодовые слова программы. Они могут применяться в поле метки только один раз.

    Символы, используемые в поле операнда, становятся идентификаторами переменных величин, т.е. идентификаторами адресов ячеек памяти данных, где хранятся эти величины или идентификаторами констант. Эти символы должны быть определены либо директивами ассемблера непосредственно в программном файле, либо в командном файле компоновки.

    Символы действуют только внутри некоторого программного модуля, т.е. для каждого символа имеется некоторая область видимости.

    Некоторые символы (помимо мнемоник команд и директив ассемблера) являются стандартно определенными или предопределенными, т.е. они зарезервированы ассемблером и не могут использоваться в качестве идентификаторов. Таковыми являются, например, имена регистров РОН. Кроме того, не следует использовать символы x, y и M.

    Выражением является последовательность констант символов, функций, объединенных арифметическими операторами и круглыми скобками. Выражение может являться операндом или частью операнда команды процессора или директивы.

    Выражение вычисляется при трансляции, т.е. ассемблер может взять на себя задачу расчета фактического значения операнда. Смысл результата вычисления определяется местоположением выражения в программе. Например, результат может являться адресом или значением какой-либо величины (например, величины сдвига). Вычисление выражения подчиняется правилам алгебры и булевой алгебры.

    Три главных фактора определяют порядок вычисления выражения:

    ранги арифметических и логических операторов,

    Выражения обычно вычисляются слева направо, если другой порядок вычисления не определяется круглыми скобками или рангами операций. Внутри скобок направление вычислений — также слева направо при равенстве рангов операций.

    Выражения могут быть абсолютными и относительными (перемещаемыми). Абсолютное выражение состоит из абсолютных величин, например, констант.

    Относительное содержит относительные (перемещаемые) величины, которые могут изменяться. Например, метки, которые могут меняться при изменении размещения программы в памяти (при компоновке).

    Оператор является символом операции, которая должна быть выполнена. Среди операторов выделяют унарные: т.е. операторы, которые используются с одним операндом (например, знаки числа). Ранги операторов определяют порядок выполнения соответствующих операций в выражении. Некоторые используемые в языке операторы и примеры приведены в табл. 1.

    Логические операции выполняются поразрядно над совпадающими разрядами двух чисел. Результатом операции сравнения является логическое значение ДА/НЕТ (True/False), которое обозначается двоичным 1/0. Они записываются во все двоичные разряды чисел. Примеры будут приведены в выражениях ниже. Операторы LOW и HIGH определяют байт, который будет использован из слова длиной в 2 байта.

    Ссылка на основную публикацию
    Что такое экранное время в ios
    Экранное время – одна из лучших функций iOS 12, позволяющая следить за тем, как часто вы берёте в руки свой...
    Что делать если отключился звук на компьютере
    Мы зарегистрировали подозрительный трафик, исходящий из вашей сети. С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы,...
    Что делать если полетели драйвера видеокарты
    Распространенная ошибка в Windows 7 и реже в Windows 10 и 8 — сообщение «Видеодрайвер перестал отвечать и был успешно...
    Что такое эмодзи клавиатура на телефоне
    Современное общение сложно представить без мессенджеров, чатов и социальных сетей, но только текстом бывает сложно передать все эмоции. В этом...
    Adblock detector